Исходное описание ситуации. Руководство компании приняло решение об увеличения плана объема продаж в следующем году на 50% за счет изменение приоритетных задач в текущей работе менеджеров за счет работы с целевой клиентской базой. Особенностью текущей работы менеджеров являлся тот факт, что они в основном работают с уже сформированной клиентской базой и в большей степени выполняют технические функции по поддержки существующих клиентов и их запросов.
Предполагаемая схема будущей работы менеджеров следующая:
- Формирование целевого списка крупных клиентов, которые определяются на основании своей внутренней аналитики.
- Оценка потенциального объёма потребления своей услуги.
- Увеличение объема продаж у целевых клиентов исходя из различий между фактическим уровнем потребления и потенциальным объемом потребления своей услуги.
Для решение данной конкретной задачи использовалась базовая программа «Повышение эффективности контактов менеджеров В2В при продаже сложных технических решений».
Особенность термина В2В продажи в том, что этот термин включает/объединяет в себе разные типы продаж от «коротких/быстрых» и «сложных/длинных».
Для продажи с длинным циклом сделки в отличие от «коротких» или «быстрых» продаж характерен целый ряд особенностей:
- Не однократность встреч/контактов с клиентом с неочевидным результатом.
- Участие в переговорах со стороны клиента нескольких участников.
- Не всегда «прозрачный» цикл принятия решение о покупки продукта/услуги.
- Большинство техник/технологий продаж, которые эффективны при «коротких»/«быстрых» не эффективны для этого типа продаж.
С точки зрения практики можно выделить «промежуточный» тип продаж, который находится «посередине», т.е. он не на 100% подходит под формальные признаки указанные выше, но его нельзя отнести к коротким продажам. Например, при «длинных» продажах работа с возражениями означает не эффективную работу менеджера по продажам.
Эта программа и инструменты и алгоритмы продаж, которые там рассматриваются могут использоваться так же для:
- менеджеров активных продаж для работы с крупными клиентами, холдинговыми структурами, VIP клиентами.
- менеджеров, которые отвечают за развитие отношений с «целевыми клиентами» для увеличение объема продаж закупаемых у компании поставщика продукта/услуги.
В ходе программы были полностью адаптированы (упрощены) технологии сложных продаж под специфику и особенности компании.
В ходе разработки проекта по обучению были сформулированы следующие задачи:
- Систематизировать знания участников программы с точки зрения особенностей технологий продаж, которые используются в «длинных» продажах.
- Создание и навык практического использования методики «карта продукта/услуги» в ходе текущей работы.
- Создание и навык практического использования методики «квалификации клиента» и оценки потенциала клиента на основе использования списка контрольных вопросов.
- Создание и разработка УТП на основании «карты продукта» для использования в ходе переговорах клиента.
Программа. Повышение эффективности контактов на В2В рынках с длинным циклом продаж.
1. Классификация типов продаж.
2. Понятие и классификация технологий продаж.
3. Различие между этапами «традиционных» и «длинных» продаж.
4. Начало работы с клиентом.
- Понятия: «контакт», «структуры контакта», «логика контакта».
- Точка входа к клиенту: типичные ошибки, которые блокируют продолжение контакта.
5. Три группы внутри клиента - «восприимчивые», «неудовлетворенные», и «обладающие властью», влияющие на решение о покупке, которые надо учитывать в своей текущей работе.
- Структура клиента.
- Методика «карта клиента».
- Этапы развития контакта с учётом центра «восприимчивости», «неудовлетворённости» и «власти» внутри компании.
6. Этапы «продаж» и цикл принятия решения о «покупки».
- Основные этапы цикла принятие решения о покупке у клиента.
- Различные стратегии действий менеджера на каждом этапе цикла покупки.
7. Методика «карта продукта».
- На основании «карты продукта» формирование преимуществ товара/услуги («карта УТП»).
- На основании «карты УТП» формирование целевых УТП для типа клиента с учетом внутренней сегментации клиентов.
8. Динамика развития отношений внутри клиента, зависимость переговоров от стадий цикла покупки
- Стратегия действий менеджера на стадии «признание потребностей».
- Стратегия действий менеджера на стадии «оценка различных вариантов.
- Стратегия действий менеджера на стадии «разрешение сомнений».
9. Контроль динамики отношений внутри клиента.
- Точки контроля текущей работы менеджеров по продажам.
- Базовые принципы операционной отчётности.
10. Анализ и поведение итогов программы.
По окончанию проекта по обучению был подготовлен и согласован план по разработке и внедрению внутренних стандартов работы в коммерческом подразделении.